О сервере
Основы
Полезно знать
Энциклопедия
Аддоны
Фан и Мультимедия
[РУКОВОДСТВО] КАК ЗАДАТЬ ВОПРОС ИЛИ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ
Введение

В мире Форумов, стиль ответов, которые вы получаете на задаваемые вопросы, зависит от способа задания вопросов не меньше, чем от их сложности. Это руководство научит задавать вопросы так, чтобы увеличить вероятность получения удовлетворительного ответа.
Админы и модераторы (в основном) - добровольцы. Мы посвящаем время своей нелегкой жизни ответам на вопросы, и временами мы не справляемся со шквалом вопросов. Поэтому приходится безжалостно "фильтровать базар". В частности, отбрасывать вопросы потенциальных неудачников, чтобы потратить отведенное на ответы время более эффективно, посвящая его победителям.
Если эта позиция кажется вам смешной, высокомерной или заносчивой, вы ошибаетесь. Мы не просим вас на нас молиться — фактически, большинство из нас хотели бы общаться с вами на равных и принять вас в свою культуру, если вы приложите необходимые для этого усилия. Но для нас просто неэффективно пытаться помочь людям, которые не хотят помочь себе сами. Не знать чего-то - нормально, а вот прикидываться идиотом - нет.
Если вы решили обратиться на форум за помощью, не становитесь в позицию неудачника. И не ведите себя как неудачник. Лучший способ получить быстрый и чуткий ответ, - спрашивать как человек умный, уверенный в себе и знающий, которому просто понадобилась помощь при решении одной конкретной проблемы.

Прежде, чем спрашивать...

Процедура 1.

1. Попытайтесь найти ответ с помошью поиска по форуму, в котором вы собираетесь задать вопрос.
2. Попытайтесь найти ответ с помошью поиска в Web.
3. Попытайтесь найти ответ в руководстве.
4. Попытайтесь найти ответ путем проверок или экспериментов.
5. Спросите опытного товарища.


Когда задаете вопрос, укажите с самого начала, что вы все это уже сделали; это поможет понять, что вы не какой-нибудь лентяй, транжирящий чужое время. Еще лучше, покажите, что вы узнали в результате своих поисков.

Нам нравится отвечать людям, продемонстрировавшим свою способность воспринимать ответы.
Потратьте время на поиск решения. Не думайте, что сможете решить сложную проблему, поискав в Google несколько секунд. Почитайте и попытайтесь понять ответы из разных источников, посидите, расслабтесь и немного подумайте над проблемой, прежде чем задавать вопрос. Поверьте, по вашим вопросам пользователи смогут понять, как много вы читали и думали, и с большим удовольствием помогут, если вы подготовились. Не надо забрасывать людей вопросами только потому, что при поверхностном поиске вы не нашли ответов (или получили их слишком много).
Подготовьте вопрос. Продумайте его. На поверхностные вопросы вы получите поверхностные ответы, или вообще ответов не получите. Чем больше вы сделаете, чтобы продемонстрировать свои размышления и усилия по решению проблемы до того, как просить помощи, тем вероятнее, что вы эту помощь получите.
Не задавайте неправильных вопросов. Если вопрос строится на ошибочных предположениях, любой пользователь, скорее всего, даст бесполезный буквальный ответ, подумав при этом "Глупый вопрос...", и надеясь, что получение того, о чем вы просили, вместо того, что действительно нужно, чему-то вас научит.
Не думайте, что вам должны ответить. Вам никто ничего не должен; вы же, в конечном счете, не платили за эти услуги. Вы получите ответ, если заслужите его, задавая существенный, интересный и наводящий на размышления вопрос — вопрос, неявно дающий сообществу новый опыт, а не просто пассивно требующий от других поделиться знаниями.
С другой стороны, неплохо сразу ясно дать понять, что вы можете и хотите помочь в процессе выработки решения.

На вопросы типа "Может ли кто-то подсказать?" и "А нет ли сайта, который стоит на эту тему посмотреть?" более вероятно будет получен ответ, чем на требование прислать точную последовательность действий для решения проблемы, поскольку вы явно показали, что решите проблему сами, если кто-то укажет вам правильное направление действий.

Задавайте осмысленные, конкретные темы сообщений
При посылке сообщения, тема сообщения - прекрасная возможность привлечь внимание строкой длиной до 50 символов. Не тратьте их на лепет типа "Помогите мне, пожалуйста". Не пытайтесь поразить нас глубиной своих страданий; лучше используйте отведенное место для максимально краткого описания проблемы.
Хорошее соглашение по оформлению тем сообщений, используемое многими службами технической поддержки, - применение шаблона "объект - отклонение". Часть "объект" задает, с чем именно возникла проблема, а часть "отклонение" описывает отклонение от ожидаемого поведения.
Процесс написания темы по шаблону "объект-отклонение" поможет более детально осмыслить проблему.
В общем случае, представьте себе, что просматриваете содержание форума, в котором представлены только темы. Задайте тему настолько хорошо отражающую суть вопроса, чтобы следующий, кто будет искать ответ на вопрос, похожий на ваш, смог найти его в соответствующем обсуждении, а не задавал вопрос снова.

Пишите понятным языком, соблюдая правила грамматики и лексики
Экспериментальным путем установлено, что люди, пишущие невнимательно и небрежно, обычно так же невнимательны и небрежны в мыслях (по крайней мере, достаточно часто, чтобы уверенно так утверждать). Отвечать на вопросы людей невнимательных и небрежно мыслящих - занятие неблагодарное; мы свое время лучше потратим на что-то другое.
Поэтому четкость и правильность формулировки вопроса имеет значение. Если вы не хотите морочить себе этим голову, мы не хотим морочить голову себе, уделяя внимание таким вопросам. Постарайтесь сформулировать вопрос правильным языком. Он не должен быть тяжеловесным и формальным — на самом деле, в интернет-культуре ценится неформальный, полный сленга и юмора язык, используемый правильно. Но мысли должны быть выражены четко; необходимо продемонстрировать хоть какие-то признаки вдумчивости и внимания.
Соблюдайте правила синтаксиса, пунктуации и использования прописных букв. Не ПИШИТЕ ВСЕ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, - это воспринимается как крик и считается грубостью.
В общем случае, если вы пишете на уровне детского лепета или бреда сумасшедшего, ваш вопрос, скорее всего, проигнорируют. Писанина в стиле малолетних "хацкеров" - абсолютно безнадежна, и гарантирует в ответ - тишину (или, в лучшем случае, порцию пренебрежения и сарказма).

Точно и детально опишите проблему
- Внимательно и четко опишите симптомы обнаруженной проблемы или ошибки.
- Опишите проведенное вами исследование при попытках понять проблему прежде, чем задавать вопрос.
- Опишите самостоятельно выполненные вами шаги по диагностике проблемы прежде, чем задавать вопрос.

Сделайте максимум возможного, чтобы предугадать потенциальные вопросы и заранее на них ответить в своем обращении за помощью. Будьте точны и информативны.

Некоторые, уяснив, что не надо вести себя грубо или надменно, вымогая ответ, выбирают противоположную крайность - самоунижение. "Я знаю, я начинающий, неудачник и полный чайник, но...". Это отвлекает от сути и не имеет смысла. Особенно в сочетании с неопределенностью в описании фактической проблемы.
Не тратьте свое время, и наше, уповая на жалость. Представьте лучше факты и свой вопрос как можно яснее. Так вы заявите о себе гораздо лучше, чем путем самоунижения.

Описывайте симптомы проблемы, а не свои предположения
Бесполезно сообщать свое мнение о причинах проблемы. (Если ваши диагностические теории настолько ценны, надо ли обращаться за помощью к другим?) Поэтому проверьте, что сообщаете фактические симптомы происходящего, а не свои интерпретации и теории. Пусть интерпретацией и диагностикой займутся отвечающие.

Описывайте цель, а не отдельный шаг
Если вы пытаетесь разобраться, как что-либо сделать (а не сообщаете об ошибке), начинайте с описания цели. И только потом описывайте конкретный шаг на пути к ней, который вы не смогли выполнить.
Зачастую люди, которым необходима помощь, имеют на уме высокоуровневую цель и привязываются к одному из возможных, по их мнению, путей ее достижения. Они просят помочь выполнить один шаг, не отдавая себе отчета в том, что выбрали неверный путь. Чтобы разобраться в этом, может потребоваться много усилий.

Избегайте бессмысленных просьб
Не поддавайтесь соблазну завершить свой запрос бессмысленными вопросами вида: "Не поможет ли мне кто-нибудь?" или "Есть ли вообще ответ?"
Во-первых, если вы хоть сколько-нибудь компетентно описали свою проблему, подобные дополнительные вопросы, как минимум, излишни. Во-вторых, поскольку они излишни, пользователям они кажутся надоедливыми — и в ответ их так и подбивает написать логически безукоризненную отписку типа: "Да, помочь вам можно" или "Нет, вам уже ничем не поможешь".

Не помечайте свой вопрос как "Срочный", даже если для вас он именно такой!
Это ваша проблема, а не наша. Так делать, однако, - крайне рискованно, потому что точка зрения админа на серьезность и его интересы, вероятно, отличаются от ваших.

Вежливость никогда не повредит, и иногда помогает
Будьте вежливы. Используйте фразы "Пожалуйста" и "Спасибо за внимание" или "Спасибо за рассмотрение". Дайте понять, что благодарны людям, бесплатно посвящающим вам свое время.
Если честно, это не так важно, как отсутствие ошибок в тексте вопроса, ясность, точность и детальность описания и т.д. (и не заменяет все перечисленное). Если вас это удивляет, вспомните, что мы ценим вопрос за то, чему он нас учит.
Однако при нормальном техническом уровне вопроса вежливость действительно повышает вероятность получить полезный ответ.

Пошлите краткое описание решения

После того, как проблема решена, пошлите сообщение всем, кто вам помог; дайте им знать, чем все закончилось, и поблагодарите еще раз за помощь. Если проблема вызвала общий интерес в форуме, имеет смысл такое сообщение послать для всех.
Оптимально будет ответить в нити обсуждения, начатой с исходного вопроса, добавив в теме сообщения пометку 'FIXED', 'RESOLVED', 'РЕШЕНИЕ' или другой не менее очевидный признак решения. Напишите, какие действия позволили решить проблему, но всю последовательность поиска решения повторно описывать не надо.
Опишите окончательную постановку проблемы. Опишите, каким оказалось решение, и укажите тупиковые пути, которых стоит избегать. Тупиковые пути надо описывать после правильного решения и другого итогового материала, чтобы не превращать итоговый комментарий в детективную историю. Назовите всех, кто помог вам: так вы найдете себе друзей.
Помимо проявления вежливости и информирования, такого рода резюмирующее сообщение поможет другим при поиске в форуме точно узнать, какое решение помогло вам, и, значит, может помочь и им.
Последнее, но немаловажное, - такого рода сообщение помогает всем участвовавшим в обсуждении получить чувство удовлетворения от того факта, что проблема закрыта.

Как интерпретировать ответы
RTFM и STFW: как понять, что вы серьезно облажались

Есть древняя и священная традиция: если вы получаете ответ "RTFM", значит отвечающий думает, что вам стоит почитать руководство (Read The Fucking Manual). Он почти наверняка прав. Читайте.

У ответа RTFM есть более молодой аналог. Если вы получаете ответ "STFW", значит отвечающий думает, что вам стоит поискать ответ в сети (Search The Fucking Web). Он почти наверняка прав. Ищите.

Вас это не должно возмущать; по неписаным интернетовским стандартам, вам оказали достаточное уважение уже тем, что не проигнорировали вопрос.

Если вы не поняли...
Если вы не поняли ответ, не шлите тут же требование его объяснить. Используйте те же источники информации, что и при поиске ответа на исходный вопрос (руководства, Web, опытные коллеги), чтобы понять ответ. Если и после этого вам необходимы разъяснения, покажите, что вы узнали сами.

Не реагируйте как неудачник
Вполне вероятно, что вы уже облажались несколько раз в форумах. И вам уже объяснили, как именно вы облажались, возможно, в красках. При всем честном народе.
Когда такое происходит, самая неудачная реакция - жаловаться на случившееся, считать себя оскорбленным словесно, требовать извинений, вопить, задыхаться от гнева, подавать иски в суд, жаловаться работодателям обидчиков, не опускать за собой сидения унитаза и т.п.
Вместо всего этого надо сделать следующее:

Смириться. Это - нормально. На самом деле, это хорошо и целесообразно.
Общественные нормы не поддерживают себя сами - их поддерживают люди, активно, в открытую, публично эти нормы применяющие. Не думайте, что критиковать должны только в личной переписке - это не так. Не имеет смысла принимать как личное оскорбление чей-то комментарий, что одно из ваших утверждений - ошибочно, или что у него есть другое мнение. Так действуют неудачники.
Иногда люди будут переходить на личности, вступать в грязную полемику без видимой причины и т.д., даже если вы и не облажались (или облажались только в их воображении). Возмущаться в этом случае, - способ действительно облажаться.
Эти "скандалисты" - либо ламеры, которые ничего не понимают, но считают себя экспертами, или потенциальные психологи, проверяющие, облажаетесь вы или нет. Другие пользователи их либо проигнорируют, либо найдут способы самостоятельно с ними разобраться. Поведение скандалистов создает проблемы для них самих.
Не позволяйте также втянуть себя в бесполезный "базар". Такие обсуждения лучше игнорировать, разобравшись предварительно, что это действительно бесполезный "базар", а не намеки на то, почему вы действительно облажались, и не тонко зашифрованные ответы на ваши фактические вопросы (так тоже бывает).

Если ответ не получен
Если вы не получили ответа, не принимайте это на свой счет, как отказ помочь лично вам. Иногда участники форума просто не знают ответ. Отсутствие ответа не равносильно игнорированию, хотя извне разницу заметить сложно.
В общем случае, повторная посылка вопроса - не лучшая идея. Это будет воспринято как бессмысленная надоедливость. Имейте терпение: тот, кто способен ответить, может быть в другом часовом поясе и спать. А может быть, ваш вопрос просто не достаточно хорошо сформулирован.

Если для ответа на вопрос пришлось провести исследование, поделитесь своим опытом, а не пишите так, как будто ответ свалился на вас с неба.
Ответить на один хороший вопрос - это как накормить голодного один раз, а вот изложить методику исследования на примере, - значит, научить добывать еду на всю жизнь.